Россия экспортирует на Украину газ, а импортирует хорошую музыку. Прошедший год дал понять – как бы ни компрометировали себя российские и украинские артисты участием в политических акциях, как бы ни накалялись отношения между братскими государствами, музыка все же оказывается сильнее политики. Даже переругиваясь друг с другом, «хохлы» продолжали слушать «москалей», а «москали» – «хохлов». Последним явно было что послушать. Устав от мертвенного отечественного шоу-бизнеса, российские меломаны то и дело обращались к ближайшим соседям и неожиданно для себя узнавали новые имена или заново открывали старые. Пока поставки газа из России на Украину снижались, поставки музыки с Украины в Россию неуклонно росли. Мусі-пусі, люлі-люлі Первое место в рейтинге любимых эстрадных исполнительниц России занимает София Ротару (фото ИТАР-ТАСС) |
Парадоксально, но факт – до недавнего времени одними из самых востребованных в России поп-артистов были именно украинцы: Андрей Данилко, более известный как Верка Сердючка, и женское трио «ВИА Гра». Более того, согласно исследованию, проведенному холдингом ROMIR Monitoring в рамках проекта «Биржа звезд: котировки и рынок ценных персон», первое место в рейтинге любимых эстрадных исполнительниц России занимает София Ротару. Знаменитая украинка по индексу популярности обогнала даже российскую «примадонну» Аллу Пугачеву (17% против 15%). И хотя с боем курантов в новогоднюю ночь «ВИА Гра» официально прекратила существование, российский и украинский шоу-бизнес вряд ли осиротеют надолго. Своим успехом группа была обязана не участницам, которые то и дело менялись, а продюсерам, в первую очередь Константину Меладзе. Меладзе, хоть и родился в Грузии, уже давно живет в Киеве и является гражданином Украины, как и его коллега-продюсер Дмитрий Костюк. На сегодняшний день Константин – один из самых талантливых авторов в российской и украинской поп-индустрии. Именно он пишет песни брату Валерию Меладзе. Именно он создал главные хиты «ВИА Гры». Да и любимица публики София Ротару может быть благодарна ему за удачную песню «Он меня не нашел». Меладзе и Костюк, оставив «ВИА Гру», вовсе не собираются покидать шоу-бизнес и уже обдумывают новые проекты. Костюк, к примеру, занимается раскруткой своей жены Евгении Власовой. Российскому слушателю это имя пока еще мало что говорит, а на Украине Евгения некоторое время назад была довольно известной певицей. После почти двухлетнего перерыва, связанного с рождением ребенка, Власова возвращается на сцену. И возвращается, надо сказать, эффектно. Недавно певица – не без помощи мужа и продюсера, разумеется, – записала несколько англоязычных дуэтов с вокалистом группы Enigma Эндрю Дональдсом. Кстати, две композиции для проекта написал все тот же Константин Меладзе. Премьера новых песен и клипа Власовой состоится в ближайшее время, и уже сейчас идет работа над альбомом, который планируется издать не только на Украине, но и в России, Европе и Японии. Каким проектом будет заниматься Константин Меладзе, пока неясно, но в том, что это будет качественная поп-музыка, можно не сомневаться. Однако Меладзе – не единственный украинский музыкальный продюсер, который делает или будет делать погоду в российском шоу-бизнесе. Имя Дмитрия Климашенко пока еще на слуху только на Украине, однако российским телезрителям хорошо знакомы новогодние проекты, которыми он занимался – «Али-Баба и сорок разбойников», «Ночь в стиле детства» и «По волне моей памяти». Климашенко начинал как певец и даже добился неплохих результатов, но предпочел стезю композитора и продюсера. При этом Дмитрий сохранил чрезвычайно важное качество – он хорошо чувствует грань между качественной поп-музыкой и музыкальной пошлостью. Талант Климашенко признали не только на Украине, но и в России, и теперь он частый гость в Москве. Причем записью новогодних мюзиклов он ограничиваться не собирается. Сейчас ведутся переговоры с Филиппом Киркоровым, и не исключено, что Климашенко станет новым музыкальным продюсером Анастасии Стоцкой. Вполне вероятно и сотрудничество Дмитрия с бывшим составом группы «Премьер-министр», оставшимся без постоянных авторов. З новим роком Группа «Океан Ельзи» (www.okeanelzy.com) |
Украинский рок тоже всегда высоко котировался в России – несколько лет назад страна сходила с ума от «Воплей Видоплясова» и «Грин Грей», примерно в то же время интерес публики вызвала львовская группа «Океан Ельзи». Сегодня «Вопли Видоплясова» русские слушатели подзабыли (хотя группа продолжает давать концерты, в том числе и в России), а вот «Океан Ельзи» – живее всех живых, несмотря на скандалы внутри группы и перестановки в составе. Кстати, Дмитрий Шуров и Юрий Хусточка, покинувшие «Океан Ельзи» в 2004 году, создали новую группу Esthetic Education, которая сейчас набирает обороты как на Украине, так и в России. Тем временем обновленный состава «Океана Ельзи» недавно выпустил альбом «Gloria», который стал еще одной победой украинского рока над многими топчущимися на месте русскими «рокерами». Лидер группы Святослав Вакарчук топтаться не стал, но шагнул скорее не вперед, а назад – в сторону классического английского рок-н-ролла. И несмотря на некоторую подражательность и пафосность, пластинка вышла крепкой и небывало «звучной», а первый сингл «Без бою», безусловно, стал одной из главных песен 2005 года. Интервенция украинских рок-команд в Россию, по большому счету, только начинается, но она неизбежна – в душной комнате рано или поздно приходится открыть окошко. Вот через это окошко в Россию и проникают, к примеру, днепропетровское трио «… и друг мой грузовик» и уже упомянутые Esthetic Education. На очереди, вероятно, целая армия – «Тартак», «Друга Рiка», «С.К.А.Й.» и культовая на Украине группа «Скрябiн» (хотя они и не рвутся в Россию, русские слушатели находят их сами). Реггi, фанк i light jazz, смак сiгари и постери Че Гевари… Группа «5’nizza» (www.5nizza.ru) |
Надо ли говорить, что и главная регги/фанк-команда на постсоветском пространстве «5’nizza» тоже родом с Украины? Харьковчане Андрей Запорожец и Сергей Бабкин подняли на уши не только Украину, но и Россию, и, что феноменально, практически без ротаций на радио и ТВ. Главным секретом успеха «5’ниццы» называют самобытность – это опять же к вопросу о глотке свежего воздуха в душной комнате. В этом смысле символично (и неудивительно) название лейбла, на котором издается «5’nizza» – «Вдох». Создал его директор группы Эдуард Шум, он же по совместительству лидер московской команды «W.K.?». «Вдох» – это, вообще говоря, не только лейбл, но и ассоциация независимых музыкантов. Чем занимается Шум и его команда, понятно – ищут тех самых независимых музыкантов, организовывают концерты и по возможности издают на своем лейбле. Что примечательно, половина «независимых музыкантов» родом с Украины. Помимо «5’ниццы» и сольного проекта Сергея Бабкина, к «Вдоху» относится, например, харьковская группа «Lюк», играющая симпатичный непринужденный фанк и выпустившая в России уже два альбома. Здесь же совсем молодая команда «Бумбокс», которую некоторые называют открытием 2005 года, а то и вовсе новой «5’ниццей». Сравнения с «5’ниццей», впрочем, не слишком уместны – хотя парни из «Бумбокса» играют на том же поле фанка, регги, хип-хопа и соула, делают они это по-своему. Дебютный альбом «Меломания», выпущенный уже и в России, – это добротная смесь приятных мелодий, гитарных переливов, уместных скретчей и хорошего вокала. Кстати говоря, в отличие от «5’ниццы», вокалист «Бумбокса» Андрей Хлывнюк поет исключительно на родном украинском – хотя, как говорят, уже готова полноценная англоязычная программа. Еще одна украинская команда «Танок на майданi Конго» известна даже самым непритязательным российским слушателям по совместной песне с группой «ВИА Гра». Вообще же ТНМК знакомы меломанам с самыми разными пристрастиями, поскольку за более чем десять лет своего существования группа что только не играла – и хип-хоп, и фанк, и альтернативный рок, и неплохую поп-музыку. Под конец 2005 года «Танок» выпустил свой пятый номерной альбом «Сила». Официально до России он еще не добрался, но многие российские поклонники уже успели его послушать и оценить. «Сила» – это своеобразный экстракт из того, что делала группа в своих прошлых альбомах. Здесь есть и жесткие композиции вроде «Клоунов», и милейшие поп-песенки вроде «Мушу йти». И все же сила ТНМК, пожалуй, именно в фанк-эйсид-джаз-поп-хоп-части альбома. По крайней мере, она звучит особенно свежо и интересно, а если попытаться найти достойные аналоги в российской музыке, то тут, пожалуй, ничего и не обнаружится. Так и получается, что украинская музыка сегодня не столько замещает русскую, сколько заполняет пустоты, тем самым делая их очевидными, – здесь должна быть хорошая девичья поп-группа, здесь крепкая профессиональная рок-команда, а здесь регги-хоп-бэнд. Вот только почему их нет в России и почему они есть на Украине? Не потому ли, что Россия и Украина – как две части одного целого, неизменно дополняющие друг друга? vz.ru, 01.02.06
|